На нашем интернет портале море информации по пищевой
и перерабатывающей промышленности, АПК и пищевой тематике
» » Маслоизготовители для производства масла

Маслоизготовители для производства масла

При производстве масла по способу сбивания процесс переработки сливок осуществляют в маслоизготовителях. Здесь сливки интенсивно перемешиваются, вследствие чего жировые шарики слипаются, образуя масляные зерна. Выделяющаяся при этом обезжиренная фракция — пахта — отводится, а масляные зерна в результате отжимки превращаются в пласт масла.
Различают маслоизготовители периодического и непрерывного действия. Маслоизготовители периодического действия бывают вальцовые и безвальцовые.
В вальцовых маслоизготовителях масляные зерна обрабатываются в результате прокатки между рифлеными деревянными вальцами. К ним относятся следующие три типа маслоизготовителей:
- с боковым люком и невынимающимися вальцами;
- с торцовым люком и выдвижной кареткой с вальцами;
- с торцовым люком и невынимающимися вальцами.
В безвальцовых маслоизготовителях масляные зерна обрабатываются в результате сбрасывания их с полок или плоскостей, образованных стенками самой бочки, имеющей соответствующую форму.
В маслоизготовителях непрерывного действия сбивание сливок и обработка масла осуществляется в непрерывном потоке.
Бочки маслоизготовителей должны быть достаточно прочными, чтобы выдерживать толчки и удары обрабатываемых сливок; удовлетворять санитарно-гигиеническим требованиям. Бочки и вальцы изготовляют из высококачественных материалов и тщательно отделывают.
Вальцовые маслоизготовители делают из дерева (дуб, бук, дикая груша), а безвальцовые — из дерева или нержавеющей стали. Маслоизготовители непрерывного действия — цельнометаллические. Преимущественное распространение получили безвальцовые маслоизготовители с бочками из нержавеющей стали.
 
Вальцовые маслоизготовители. Маслоизготовители с боковым люком и невынимающимися вальцами

У этих маслоизготовителей бочка удлиненной формы с одной, двумя и тремя парами вальцов (рис. 1). Через люк в боковой стенке заливают сливки, вынимают масло и моют бочку. На днищах бочки укреплены массивные чугунные фланцы 4 с цапфами 5, которыми она опирается на стойку 3 и коробку 9 приводного механизма через подшипники.
Бочка стянута стальными обручами 6. Обручи разъемные, стягиваются болтами с правой и левой нарезками на концах.
Люк плотно закрывается деревянной крышкой с металлической рамой и резиновой прокладкой. На бочке с противоположной стороны люка расположены противовесы для балансировки.
Бочка снабжена пружинным клапаном для выпуска газов и пара, образующихся при сбивании сливок и при подготовке маслоизготовителя к работе, а также для впуска воздуха при спуске пахты. Пахта спускается через один или два крана. В днищах бочки находятся смотровые окна 18, вделанные в металлические оправы.
Цапфы 5 вальцов проходят через днища бочки и укрепленные на них металлические плиты, где вмонтированы подшипники и сальники. Со стороны, обращенной к приводному механизму, цапфы удлинены и на концах их укреплены шестерни.
Во время работы вальцы каждой пары вращаются в противоположные стороны с одинаковой скоростью. Скорость вращения бочки должна быть такой, чтобы находящиеся в ней сливки интенсивно перемешивались, но не вращались вместе с бочкой.
Маслоизготовитель с боковым люком и невынимающимися вальцамиМаслоизготовитель с боковым люком и невынимающимися вальцами
Рис. 1. Маслоизготовитель с боковым люком и невынимающимися вальцами:
1— вальцы; 2 — краны для выпуска пахты; 3 — стойка; 4 — фланец; 5 — цапфы: 6 — обручи; 7 — ограждение; 8 шестерни- 9 — коробка механизма; 10 — вал; 11—ведущая шестерня; 12 и 13 — рычаги управления; 14 — перевод ремня; 15 — шкивы; 16 — люк; 17 — стяжки обручей; 18 — смотровое окно.

При сбивании сливок бочка вращается со скоростью 20— 40 об/мин (в зависимости от диаметра бочки). При обработке масла скорость вращения бочки снижается до 1,5—2,5 об/мин.
Бочка вращается от электродвигателя или от трансмиссии посредством ременной и зубчатой передач. Скорость вращения рабочего шкива маслоизготовителя 150—200 об/мин. Приводной механизм, размещенный в чугунной коробке 9, снижает скорость до нужных оборотов и передает движение бочке, а также отжимным вальцам, включаемым при обработке масла.
На коробке приводного механизма с фронтальной стороны расположены рычаги управления 12 и 13, которыми можно включить бочку на большую скорость (сбивание сливок) или на малую скорость (промывка и обработка масла), остановить бочку, а также включить и выключить отжимные вальцы. Рабочий шкив маслоизготовителя вращается с постоянной скоростью.
При жирности сливок до 40% бочку надо наполнять на 40% общей емкости ее, при более жирных сливках — до 35%. Наполнять бочку менее чем на 25% емкости не рекомендуется.
Емкость бочек у описываемых маслоизготовителей 120— 10 000 л. В промышленности применяются маслоизготовители емкостью 400—3000 л.
Приводной механизм малых маслоизготовителей. Малые маслоизготовители с бочкой емкостью 120—400 л выпускают с ручным или комбинированным приводом (ручным и ременным).
Механизм маслоизготовителя с комбинированным приводом (рис. 2) имеет главный верхний вал 4. На нем закреплен рабочий шкив 2 и свободно посажен холостой шкив 3. На этом же валу помещена на шпонке передвижная втулка 6, на одном конце которой расположена малая шестерня 5, а на другом — кулачковая муфта 8. Втулка 6 вращается вместе с валом, но может передвигаться вдоль него посредством рычага 7. Вал 4 проходит через полую цапфу 10, прочно прикрепленную к бочке.
На конце главного вала закреплена шестерня 12, приводящая в движение вальцы. Полая цапфа 10 имеет кулачковую муфту, шлифованную шейку, большую шестерню 11 и фланец 13, которым она крепится к бочке. Во втулке 17 помещен промежуточный вал 1, на концах которого закреплены шестерни 15. При помощи рычага 18 втулка 17 может поворачиваться в гнезде станины и при этом поднимать или опускать вал 1 с шестернями 15.
Для включения маслоизготовителя на режим сбивания сливок вал 1 опускают вниз и тем самым выключаются шестерни 15, а передвижную втулку 6 сдвинуть вправо и соединить с полой цапфой 10 и кулачковой муфтой 8. Затем постепенно перевести приводной ремень с холостого шкива на рабочий. При этом движение от рабочего шкива передается бочке через верхний вал 4, втулку 6 и цапфу 10. Бочка, главный вал и рабочий шкив вращаются с одинаковой скоростью. С такой же скоростью вращается и шестерня 12 и поэтому вальцы в бочке не вращаются.
Схема приводного механизма маслоизготовителя с комбинированным приводом
Рис. 2. Схема приводного механизма маслоизготовителя с комбинированным приводом: 1 — промежуточный вал; 2 — рабочий шкив; 3 — холостой шкив; 4 — верхний вал; 5 —малая шестерня; 6 — передвижная втулка; 7 — рычаг для включения муфты; 8 — кулачковая муфта; 9 — подшипник; 10 — полая цапфа; 11— большая шестерня; 12—шестерня для вращения вальцов; 13—фланец бочки; 14 — бочка; 15 — шестерни; 16 — стойка; 17 — втулка с эксцентрично расположенным отверстием для вала; 18 — рычаг для включения промежуточного вала.

Чтобы переключить маслоизготовитель на обработку масла, надо перевести ремень на холостой шкив, выключить муфту 8, передвинув втулку 6 влево, поднять вал 1, тем самым включив шестерни 15. Затем ремень переводят на рабочий шкив 2. При таком включении движение от рабочего шкива на бочку передается через вал 4, шестерни 5 и 15, вал 1, шестерню 11. Скорость вращения бочки при этом значительно снижена, а скорость вращения вала 4 с рабочим шкивом и шестерней 12 останется прежней, т. е. шестерня 12 вращается значительно быстрее бочки и вращает шестерни вальцов.
Для работы вручную на конец вала 4 и конец цапфы у второго днища бочки насаживают рукоятки.
Приводной механизм больших маслоизготовителей. Он размещен в чугунной коробке (рис. 3). Вращающиеся части удерживаются нижним 3 и верхним 1 валами и осью 2.
На валу 3 помещены холостой шкив 4, втулка с рабочим шкивом 5, шестерней 6 и бандажом 7, бандаж 7а с шестерней 10, фрикционная передвижная муфта 9, шестерня 11 и диск ленточного тормоза 13.
Схема приводного механизма маслоизготовителя с двумя парами вальцов
Рис. 3. Схема приводного механизма маслоизготовителя с двумя парами вальцов:
1—верхний вал; 2 — ось; 3 — нижний вал; 4 — холостой шкив; 5 — рабочий шкив; 6, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 19, 22, 23, 24 и 25 — шестерни; 7 и 7а — бандажи; 8 — рычаг для переключения фрикционной муфты; 9 и 9а — фрикционные муфты; 13 — диск ленточного тормоза; 18 — чугунная чаша; 20 — рычаг включения вальцов; 21 и 21а — кулачковая муфта.

На оси 2 расположены втулка с шестернями 22, 24 и 25 и втулка с шестернями 12 и 14. На валу 1 помещены кулачковая муфта 21 с шестерней 23, полая цапфа бочки с шестерней 19 и кулачковая муфта 21а, включающая левую часть вала 1.
Рычагом 8 можно включить фрикционы: левый 9 или правый 9а. При включении фрикциона 9 движение от рабочего шкива передается маслоизготовителю через втулку, фрикцион, вал 3 и шестерни 11, 12, 14, 19 и полую цапфу, находящуюся на прикрепленной к днищу маслоизготовителя чугунной чаше 18. При этом в передаче движения участвуют только две пары шестерен и бочка вращается со скоростью, нужной для сбивания.
Если включен фрикцион 9а, то движение от рабочего шкива через втулку и шестерни 6, 24, 22, 10 передается на вал 3, затем через шестерни 11, 12, 14, 19 — маслоизготовителю. При этом движение передается через четыре пары шестерен и бочка вращается медленно, как это требуется при обработке масла.
Вальцы включают только при обработке масла. Шестерни 15, 16 вращаются от шестерни 17, сидящей на валу 1. Вал 1 включается кулачковой муфтой 21 и 21а, соединенной через две пары шестерен с рабочим шкивом. Скорость вращения вальцов 30—60 об/мин.
Трущиеся части, расположенные на нижнем валу приводного механизма, смазываются автоматически машинным маслом, залитым в коробку механизма. Уровень масла в коробке поддерживается таким, чтобы бандажи фрикционных муфт погружались в него на 2—3 см. Захватываемое при вращении масло смачивает все детали, находящиеся на нижнем валу. Для доступа масла к трущимся поверхностям предусмотрены специальные отверстия. Остальные трущиеся части (втулки, цапфы и пр.) смазывают из тавотниц. У некоторых маслоизготовителей есть специальные масляные насосы, подающие масло ко всем трущимся поверхностям.
Каждый крупный маслоизготовитель снабжен ленточным тормозом, чтобы быстрее останавливать бочку при переключении скоростей и удерживать ее в определенном положении при выгрузке масла и мойке маслоизготовителя.
  • Похожие материалы