На нашем интернет портале море информации по пищевой
и перерабатывающей промышленности, АПК и пищевой тематике
» » Очистка поверхности зерна

Очистка поверхности зерна

Очистка поверхности зерна осуществляется до и после гидротермической обработки. Для этого используют обоечные машины с сетчатой обечайкой, с вертикальным или горизонтальным расположением ротора.
В связи с тем, что во время очистки поверхности зерна в обоечных машинах неизбежно происходит бой и травмирование зерен, в машинах типа РЗ-БМО (с вертикально расположенным бичевым ротором) и в машинах типа РЗ-БГО (с горизонтальным ротором) предусмотрен ряд конструктивных особенностей, а в технологическую схему внесены изменения.    
Несмотря на то, что в обоечных машинах с сетчатой обечайкой значительно меньше травмируется зерно по сравнению с обоечными машинами с абразивной обечайкой, стремятся еще больше снизить вероятность повреждения зерен. Это достигается тем, что очистку поверхности неувлажненного зерна проводят лишь Для тех зерен, которые имеют более морщинистую поверхность, часть из них находится в цветочных оболочках и тд. Такая фракция зерен имеет меньшую плотность, и ее выделяют, используя эффект псевдоожижения, в концентраторах А1-БЗК.
Поэтому на современных мукомольных заводах часть зерна (примерно 25.. .35%) подвергается обработке в обоечных машинах один раз, а затем после гидротермической подготовки потоки зерна объединяют и обрабатывают вместе второй раз.
Уменьшение этапов обработки поверхности зерна сухим способом на современных мукомольных заводах в некоторой мере компенсируется в результате движения зерновой массы по материалопроводам нагнетающих пневмоустановок. Они состоят из фасонных деталей (отводов) , где происходит интенсивное трение зерна о поверхность материалопроводов. Кроме того, высокая весовая концентрация {р. = 10... 12 кг/кг) в нагнетающих пневмоустановках также способствует увеличению числа контактов между движущимися зернами, что приводит к полированию их поверхности.
Анализ работы обоечных машин типа ЗНП (с абразивной поверхностью) показал, что в результате обработки зерна, прошедшего гидротермическую обработку, наблюдается существенное увеличение количества травмированных и битых зерен, с надорванными оболочками. Это снижает потенциальные возможности зерновой массы, приводит к увеличению количества отходов. В соответствии со структурой технологической схемы подготовки зерна к помолу надорванные оболочечные частицы должны быть удалены в результате пропуска зерновой массы через щеточные машины (БЩП).
Опыт эксплуатации показал, что на большинстве мукомольных заводов щеточные машины типа БЩП работают неэффективно, удаления надорванных, непрочно прикрепленных оболочек не происходит, увеличивается количество битых зерен в результате применения способа принудительного разгона продукта для ввода его в материалопровод всасывающей пневмоустановки. Скорость воздуха в материалопроводах разветвленных всасывающих внутрицеховых пневмоустановок в зерноочистительных отделениях достаточно высока (24.. .27 м/с), что также способствует увеличению количества битых и травмированных зерен. Поэтому целесообразно заменять обоечные машины типа ЗНП и ЗНМ, щеточные машины БЩП и БЩМ обоечными машинами типа РЗ-БМО или РЗ-БГО, имеющими ряд существенных технических и технологических преимуществ.

Технологическая схема вертикальной обоечной машины типа РЗ-БМО
Рис. 1. Технологическая схема вертикальной обоечной машины типа РЗ-БМО:
1 - корпус; 2 - сетчатый цилиндр; 3 - диск; 4 - пружина; 5 - приемный патрубок; 6 - загрузочная воронка; 7 - нижний конус; 8 - пи- тающее устройство; 9 - розетка; 10 - ротор; 11 - бич; 12 - дверь; I - отходы (продукты шелушения); II - очищенное зерно; III - поступление зерна


Принципиальная схема конструкции обоечных машин типа РЗ-БМО приведена на рисунке 1. В обоечной машине с вертикальным расположением бичевого ротора зерно перемещается вдоль ситового цилиндра под действием сил тяжести, а под воздействием бичей приобретает спиралевидное движение. Обработка поверхности зерна происходит вследствие трения зерна о ситовую поверхность специального плетения, межзернового трения и ударов бичей ротора.
Опыт работы мукомольных заводов, использующих обоечные машины типа РЗ-БМО, показал, что наибольший износ сетчатой обечайки наблюдается в ее верхней части, в месте подачи зерна с диска питающего устройства. Для равномерного износа и увеличения срока службы сетчатой обечайки рекомендуется после одного года эксплуатации демонтировать ее и повернуть на 180°, установив нижнюю часть в верхнее положение.
Изменения эффективности шелушения можно достигнуть, варьируя величину зазора между кромкой продольных бичей ротора и ситовой обечайки. Некоторым преимуществом обоечной машины типа РЗ-БМО по сравнению с машиной РЗ-БГО является возможность быстрого освовождения ее от зерна в случае внезапной, остановки ротора; машина занимает меньшую производственную площадь. Однако нижний подшипниковый узел трудно доступен для обслуживания. Большие габариты машины по высоте затрудняют условия обслуживания ее верхней части, в том числе магнитной колонки, которую, как правило, устанавливают : непосредственно на верхней крышке машины.
Результаты технологических испытаний обоечных машин РЗ-БМО-6 и РЗ-БМО-12 в условиях нескольких мукомольных заводов, в зерноочистительном отделении которых установлено комплектное высокопроизводительное оборудование, приведены в таблицах 1,2. Технологические испытания обоечных машин проводили на мукомольных заводах , при переработке разных партий зерна.
1. Технологическая характеристика работы обоечных машин РЗ-БМО-6 (до отволаживання зерна)

Технологическая характеристика работы обоечных машин РЗ-БМО-6 (до отволаживання зерна)

2. Технологическая характеристика работы обоечных машин РЗ-БМО-12 (после отволаживання зерна)

Технологическая характеристика работы обоечных машин РЗ-БМО-12 (после отволаживання зерна)
Для уменьшения травмирования зерен при подаче в рабочий цилиндр и постепенного повышения скорости движения зерновой массы ее подают по касательной в цилиндрическую часть обечайки с гладкой поверхностью при помощи свободно висящего клапана шириной 200 мм.
Для этого, а также для организации сложной формы движения обрабатываемой зерновой массы гонки на каждой планке имеют неодинаковую высоту. На планке в ее начале и конце по пять гонков имеют высоту 45 мм, а в средней части планки размещены 11 гонков высотой 55 мм. Таким образом, в месте поступления зерна величина зазора между обечайкой и кромкой гонков ротора составляет 27 мм. Здесь же наблюдается наибольшая разница между скоростью поступающего потока зерна и наружной кромкой ротора. Скорость его составляет 15,1 м/с, поэтому в этом месте наблюдается наибольший износ гонков, что способствует некоторому увеличению толщины слоя зерна и уменьшению его скорости по сравнению с центральной зоной ротора, где скорость составляет 16,4 м/с.
В начале ситового цилиндра, в месте присоединения его к сплошному металлическому цилиндру, высота гонков на роторе увеличена на 10 мм. В этой зоне зерно уже приобрело значительную скорость, вследствие чего толщина его слоя уменьшилась, поэтому изменение зазора между гонками и ситовой многогранной обечайкой длиною 400 мм способствует интенсификации обработки поверхности зерна. На последующих 200 мм длины обечайки зазор между кромкой бичей и поверхностью ситового цилиндра вновь увеличивают на 10 мм, что обусловливает некоторое уменьшение скорости зерновой массы.
Такое сочетание изменения скорости перемещения зерновой массы в многогранном ситовом цилиндре с извилистой винтовой линией гонков ротора и сетчатой поверхностью обечайки специального плетения способствует интенсивному перемешиванию зерна, интенсификации межзернового трения, что не вызывает повышенного травмирования зерен, как это наблюдается в обоечных машинах с абразивной поверхностью.
Анализ результатов работы обоечных машин типа РЗ-БГО, установленных на различных мукомольных заводах, показал их высокую эффективность и стабильность на этапе обработки поверхности зерна после отволаживання (табл. 1,2).
Технологическая схема горизонтальной обоечной машины РЗ-БГО-6 показана на рисунке 2. Испытание обоечной машины РЗ-БГО-6 проводили в условиях, когда в нее поступал для обработки проход концентратора А1-БЗК-9 ("легкая" фракция) в количестве примерно 25...30% производительности технологической линии.  
В обоечных машинах типа РЗ-БГО регулировать интенсивность обработки возможно только путем изменения частоты вращения ротора с гонками.

3. Технологическая характеристика работы обоечных машин РЗ-БГО-8

Технологическая характеристика работы обоечных машин РЗ-БГО-8

4. Технологическая характеристика работы обоечных машин РЗ-БГО-6

Технологическая характеристика работы обоечных машин РЗ-БГО-6

Технологическая схема горизонтальной обоечной машины РЗ-БГО-6

Рис. 2. Технологическая схема горизонтальной обоечной машины РЗ-БГО-6:
1 - корпус; 2 - приемный патрубок; 3 - магнитный аппарат; 4 - сетчатый цилиндр; 5 — место присоединения воздуховода для аспирации машины; 6 - бичевой ротор; 7 - пневмосепарирующий канал; 8 - выпускной патрубок зерна для подачи в приемное устройство пневмосепарирующего канала; 9 - станина; 10 - выпускная воронка продуктов шелушения; 11 - электродвигатель; 12 - клиноременная передача; I - исходное зерно; II — продукты шелушения; III - шелушеное зерно

Срок службы (до замены) планок с гонками обоечных машин РЗ-БГО-6 составляет 14...16 мес, что ниже срока службы аналогичных по основному конструктивному исполнению обоечных машин РЗ-БГО-8. Технологическая схема обоечных машин РЗ-БГО-8 приведена на рисунке 11. Это объясняется тем, что согласно принятой технологической схеме в обоечные машины РЗ-БГО-6 поступает зерно, не прошедшее гидротермическую обработку, поверхность которого и примеси имеют более высокие абразивные свойства, чем зерновая масса после отволаживания. Срок службы пластин с гонками обоечных машин РЗ-БГО-8 составляет 22.. .24 мес.
Наибольший износ гонков наблюдается в зоне поступления зерновой массы для обработки, что может быть объяснено существенным различием скорости поступающего' в машину зерна и линейной скоростью гонков, расположенных в этой зоне.
Опыт эксплуатации показал, что обоечные машины горизонтального типа (РЗ-БГО) менее трудоемки в обслуживании и ремонте.

Технологическая схема горизонтальной обоечной машины РЗ-БГО-8

Рис. 3. Технологическая схема горизонтальной обоечной машины РЗ-БГО-8:
1 - отверстия для аспирации машины; 2 - корпус; 3 - сетчатый цилиндр; 4 - приемный патрубок; 5 - бичевой ротор; б - выпускные патрубки для зерна; 7 - выпускные воронки для продуктов шелушения; 8 - клиноременная передача; I - исходное зерно; II - обработанное зерно; III - продукты шелушения


Высота машин небольшая, что упрощает условия эксплуатации. Вследствие меньшей массы вращающихся деталей горизонтальные обоечные машины имеют меньший расход электроэнергии на холостой ход.
На многих мукомольных заводах для повышения надежности работы пневмотранспорта (как и предусмотрено проектными решениями) обоечные и щеточные машины присоединяют к вертикальным материалопроводам всасывающих пневмоустановок, в результате чего эти машины являются механическими побудителями ввода зерна в материалопровод. Кажущееся преимущество такого взаиморасположения обоечной (щеточной) машины и начального участка материалопровода, обеспечивающее повышение надежности работы пневмоустановки, приводит к значительному увеличению количества битых зерен (до 2,5... 3,0%). Поэтому использование кинетической энергии ротора обоечной (щеточной) машины для повышения надежности работы пневмоустановки нельзя считать рациональным.
В связи с этим при техническом перевооружении или реконструкции мукомольных заводов в зерноочистительных отделениях следует повсеместно отказываться от применения пневмоприемников с механическим побуждением зерна (типа ПМП-320). При техническом перевооружении или реконструкции следует принять все меры, чтобы отказаться от использования для пневмотранспортирования зерна всасывающих разветвленных пневмоустановок и заменить их нагнетающими установками как более надежными и экономичными.
Опыт работы по техническому перевооружению показывает, что замена обоечных или щеточных машин старых моделей новыми не связана с изменением структуры технологического процесса, т.е. вместо обоечной или щеточной машины может быть установлена другая машина для сухой очистки поверхности зерна такой же производительности.
Выделение продуктов шелушения после обработки зерновой массы в обоечной машине необходимо проводить, используя известные средства пневмосепарирования зерна, так как продукты шелушения просеиваются через ситовую обечайку обоечных машин типа РЗ-БМО и РЗ-БГО не полностью. Для этой цели следует применять аспираторы А1-БВЗ, РЗ-БАБ. В машине РЗ-БАБ достигается высокий и устойчивый эффект пневмосепарирования зерновой массы, однако существенно увеличивается общий расход воздуха (6,5...7,5 м3/т зерна) и возникает необходимость устройства пылевой защиты. Поэтому при замене обоечных (ЗНМ и ЗНП) и щеточных машин (БЩП, БЩМ) обоечными машинами типа РЗ-БГО или РЗ-БМО необходимо провести пересчет аспирационных и пневмотранспортных сетей.
Контроль работы обоечных машин типа РЗ-БМО и РЗ-БГО заключается в проверке прироста количества битых зерен к количеству полезного зерна в проходовой фракции машины. Контроль изменения (снижения) зольности зерна не является объективным показателем, так как снижение зольности всегда практически на порядок меньше, чем предусмотрено Правилами организации и ведения технологического процесса на мельницах.

  • Похожие материалы