Сырье на консервные заводы поступает в специальных контейнерах, в цистернах, просто насыпью, в кузовах автомашин и в деревянных ящиках. Контейнеры, цистерны, а также кузова автотранспорта обычно моют на отдельных площадках заводов с помощью специальных устройств. Для деревянных ящиков на сырьевых площадках обычно устанавливают моечные машины (табл. 1).
1. Техническая характеристика машин для мойки ящиков
Показатели |
Линейная машина |
|
без отмочки ящиков |
с отмочкой ящиков |
|
Производительность, ящиков в час |
1000 |
900 |
Расход: |
|
|
воды, м3/ч |
5 |
3,25 |
пара, кг/ч |
250 |
600 |
Мощность электродвигателей, кВт |
1,5 |
13,4 |
Габаритные размеры, мм |
8620x1262x1205 |
8650x1350x1800 |
Масса, кг |
1205 |
1500 |
Линейная машина для мойки ящиков без отмочки проста по устройству, ее обычно изготовляют на консервных заводах как нестандартное оборудование. Машина имеет следующие узлы: раму из фасонного проката; двухцепной транспортер с натяжным приспособлением; шприцевальное устройство; устройство для обработки ящиков сначала горячей водой, а затем паром; привод транспортера.
Ящики вручную устанавливают донышком вверх на штанги, соединяющие цепи транспортера, затем ящики поступают в зону шприцевания горячей водой, далее — в зону обработки паром. Чистые ящики вручную снимают с транспортера машины. Устройства для шприцевания и обработки паром закрыты металлическими кожухами. Воду для мойки в этих машинах используют один раз, подогревается она в специальном смесительном теплообменнике, установленном за пределами моечной машины.
Линейная машина для мойки ящиков с отмочкой представлена на рис. 1.
Рис. 1. Линейная машина для мойки ящиков с отмочкой
Основа машины — металлическая прямоугольная ванна 1 из листовой стали. Внутри ванны установлены две пары звездочек 10 с двумя цепями 5, образующими цепной транспортер. Цепи соединены между собой планками 6, на которых имеются выступы для захвата ящиков. К звеньям транспортера крепятся рамки 7, которые катятся по направляющим 8 из уголкового проката. Привод цепного транспортера осуществляется от ведущего вала 9, движение которому передается от электродвигателя 11 через клиноременную передачу 14.
Ведомая пара звездочек снабжена натяжным приспособлением. К подвижным подшипникам 19 жестко крепятся направляющие 20. Расстояние от направляющих до вала ведомых звездочек при его перемещении остается постоянным. Внутри ванны 1 расположен барботер 18 для подогрева воды. К ванне крепится карман 13, в котором размещены съемные сетчатые фильтры 12 для очистки оборотной воды от загрязнений.
Над ванной расположены два шприцевальных устройства: 16 — с горячей оборотной водой; 15 — с горячей проточной водой, подаваемой насосом 17. Шприцевальные устройства закрыты кожухами 2. Ящики выводятся из машины по установленной над ванной наклонной площадке 3, снимаются с цепного транспортера и подаются на площадку 4 разгрузки.
Загрязненные ящики вручную устанавливают на транспортер дном вниз, выступами транспортера они захватываются, погружаются в горячую воду и продвигаются вдоль ванны. На верхнем участке транспортера ящики шприцуются сначала горячей оборотной, а затем горячей проточной водой, которая после ее использования поступает либо в ванну, либо в канализацию. Избыток воды из ванны через карман направляется в канализацию.