Ротационные компрессорные установки типа РК (рис. 1) предназначены для получения сжатого воздуха давлением до 1 кгс/см2 (0,1 МПа).
Компрессор (рис. 2) состоит из чугунного корпуса с горизонтально расположенным цилиндром, всасывающим и нагнетательным патрубками и ротором с асботекстолитовыми лопатками. Корпус снабжен ребрами для увеличения площади теплоотдачи при воздушном охлаждении. С торцов полость цилиндра закрыта двумя чугунными крышками. В нижней части корпуса расположен картер для масла. Стальной ротор представляет собой цилиндр с пазами для свободно двигающихся лопаток. Ось ротора смещена относительно оси корпуса.
При вращении лопатки ротора под действием центробежной силы прижимаются к стенкам цилиндра и образуют замкнутые ячейки. Объем их изменяется в зависимости от угла поворота ротора, эксцентрично размещенного. Засасываемый воздух проходит через фильтр и попадает во всасывающий патрубок. Ротор расположен так, что максимальный объем ячейки совпадает с отверстием окна для всасывания воздуха. При дальнейшем повороте ротора объем ячейки уменьшается по направлению к нагнетательному патрубку. Сжатый воздух, дойдя до нагнетательного окна, выходит и поступает на очистку во влагомаслоотделитель.

Рис. 1. Схема компрессорной установки РК 6/11: 1 - рама; 2 - электродвигатель; 3 - центробежная муфта; 4 - кожух; 5 - компрессор РК 6/1; 6 -фильтр; 7 - инерционный масловодоотделитель; 8 - воздухоочиститель; 9 - предохранительный клапан; 10 - соединительная головка; 11 - гибкий рукав; 12 - манометр; 13 - перепускной трехходовой кран.
В торцевых крышках, закрепленных на шпильках, имеются гнезда для установки подшипников, в которых вращается ось ротора. Для охлаждения компрессора на оси ротора закреплен осевой вентилятор. Смазка деталей компрессора принудительная, осуществляется при помощи масленок, питающихся маслом от картера. В картере создается давление вследствие поступления сжатого воздуха от компрессора.
Привод компрессора можно осуществлять при помощи электродвигателя, соединенного с компрессором эластичной муфтой, или при помощи клиноременной передачи с установкой шкивов. Для очистки сжатого воздуха на нагнетательной стороне устанавливают водомаслоотделитель с предохранительным клапаном.
Компрессоры РК 6/1 применяют на автомуковозах К-1040Э для подачи сжатого воздуха в цистерны с целью аэрозольтранспортирования муки в емкости хлебопекарных предприятий. Эти компрессоры могут быть использованы для внутризаводского аэрозольтранспортирования муки. Выпускают их трех марок соответственно производительностью 4, 6 и 9 м3/мин.
После монтажа компрессора, перед пуском, проверяют правильность его установки, надежность крепления, наличие ограждения на вращающихся частях, герметичность соединений. В масленки заливают масло по 0,15 л для смазки подшипников и лопаток, и картер - компрессорное масло марки 12 М. ГОСТ 1861-54 до верхнего уровня на щупе. Проверяют уровень масла в воздухоочистителях.

Рис. 2. Поперечный и продольный разрез ротационного компрессора типа РК:
1 - корпус; 2 - ротор; 3-задняя крышка компрессора; 4 - задняя крышка подшипника; 5 - передняя крышка подшипника; 6 – передняя крышка компрессора; 7 - шкив; 8 - лопатка; 9, 15- крыльчатка вентилятора; 10- воздушный фильтр; 11 - патрубок; 12-поддон; 13 - сливная пробка; 14 - нагнетательный патрубок.
При отключенном двигателе проворачивают ротор компрессора вручную 2-3 раза и убеждаются в отсутствии заклинивания вращающихся частей. При кратковременном включении в работу электродвигателя проверяют правильность направления вращения ротора компрессора. Регулируют подачу масла в масленках (одна капля в минуту), предохранительный клапан влагомаслоотделителя, на его срабатывание при давлении 1,5 кгс/см2 (15*104 Па). Температура всасываемого воздуха не должна превышать 45° С.
Один раз в семь дней сливают остаток масла из картера и промывают его керосином, продувают маслопроводные трубки. Один раз в смену из влагомаслоотделителя удаляют отстой. Воздушный фильтр очищают через 15-20 дней. При замене лопаток ротора увеличивают подачу смазочного масла для приработки их. Разбирают и проверяют компрессор не реже одного раза в год при работе в одну смену.
При работе компрессора могут возникать следующие неисправности:
отсутствие давления при обратном вращении ротора или залегании его лопаток - для устранения неисправности необходимо. перебросить клеммы на электродвигателе, сделать подгонку лопаток или их замену;
посторонние шумы при работе из-за перегрева компрессора, неисправности маслосистемы, трения лопаток о боковые крышки - необходимо остановить компрессор, проверить маслосистему и продуть маслопроводы, открыть крышки, установить правильные зазоры;
удары в компрессоре могут возникать при поломке лопаток, которые необходимо заменить;
при загрязнении воздухоочистителей падает давление - воздухоочистители необходимо промыть;
при ослаблении крепежных болтов может возникнуть вибрация компрессора - необходимо сделать подтяжки крепежных болтов.
Запрещается эксплуатировать компрессор без предохранительного клапана и а влагомаслоотделителе, со снятым ограждением на муфте и вентиляторе, при появлении посторонних стуков, биений маховика, перегреве подшипников, неисправности электродвигателя, отсутствии смазочных материалов необходимой марки и недостаточного заполнения ими узлов агрегата, при неисправности системы смазки. Во время работы компрессора запрещается залезать под ограждения, производить какие-либо работы по устранению дефектов или ремонту компрессорного агрегата.
Обслуживание компрессора во время работы заключается в наблюдении за давлением, температурой, смазкой. Давление нагнетания не должно быть выше 1,1 кгс/см2 (11*104 Па) при непрерывной постоянной работе, температура нагнетания не должна превышать 160° С. Разрешается только кратковременное повышение давления при ра1 боте компрессора до 1,5 кгс/см2 (15*104 Па).