Свеклоэлеваторы. Ремонт.
Ремонт. Ремонт элеватора в межсезонный период производят после очистки его от производственной грязи и осушки. Ковши с цепью вынимают из шахты. Ковши снимают с цепи, тщательно обследуют каждое звено цепи, шарнирные пары, ролики, втулки, пластины на отсутствие трещин, деформаций, разработки втулок. Проверяют плотность посадки втулок. Осматривают состояние проушин в крепежных угольниках ковшей, при выработке отверстия больше чем на 5 мм угольники заменяют новыми. Возможен ремонт угольников путем рассверливания отверстий проушин на 10 мм по диаметру и запрессовывания в них шарнирных втулок с толщиной стенки 5 мм и внутренним диаметром, на 0,22 мм большим, чем диаметр соединительного пальца. Втулка проходит через оба крепежных угольника, выступая по 3 мм в сторону. Выступающая часть обваривается. При износе таких втулок их можно заменить новыми. Это увеличивает срок службы ковшей. При хорошем техническом обслуживании звенья цепи работают без замены в течение двух производственных сезонов.
Ковши элеватора изнашиваются преимущественно в нижней части, где происходит загрузка корнеплодов. Изношенные участки вырезают и ремонтируют, приваривая накладки из тонколистовой стали. Прочность ковшей усиливают, приваривая вокруг зева стальную полоску 3X20 мм. Соединительные пальцы карманов обычно каждый ремонтный сезон изготавливаются новые. В донышках ковшей должны быть отверстия для сепарации остатков воды, поступающей с корнями.
Осматривают подшипниковые опоры вала, эксплуатация шарикоподшипников с дефектными элементами или разработкой колец недопустима; подшипники обычно заменяют через два производственных сезона.
Ремонтируют детали натяжного приспособления - шабрят параллели натяжного устройства, прогоняют винты и гайки, проверяют крепление на станине. Ремонтируют решетчатую корзину, заменяя изношенные участки корпуса.
Осматривают состояние верхнего приводного барабана и прочность его закрепления на валу. Если ручей барабана, в который ложится ролико-втулочная цепь, имеет выработку по ширине более 10 мм от первоначального размера, если обнаружены выкрашивание обода, трещины ступицы, барабан подлежит замене.
Ремонтируют храповой механизм. Зубья механизма опиливают по шаблону, изношенные зубья можно предварительно наплавить по профилю. Если зубья износились более чем на 20%, храповое колесо заменяют. Ловитель храпового механизма должен свободно колебаться на валу, но не выходить из зацепления. Вершину ловителя заостряют и цементируют. Ловители должны легко приподниматься при нормальном движении цепи и немедленно становиться в упор, если цепь начинает двигаться в обратном направлении.
По высоте шахты элеватора устанавливают еще 2-3 специальных ловителя, удерживающих цепи при обратном движении, чтобы избежать заклинивания ковшей при обрыве цепи.
Швеллеры, которые образуют шахту элеватора, также подвержены абразивному и коррозионному износу, их полки, особенно в нижней части, тщательно осматривают. Возможна замена изношенных участков швеллеров вместо демонтажа всего элеватора. Для уменьшения износа полок швеллеров их с внутренней стороны защищают досками. Доски заменяют каждый межсезонный период.
Ниже примыкания к шахте разгрузочного лотка на высоте 600 мм делают возвратный рукав из трубы диаметром 350 мм, направляя его в свекломойку. Он служит для улавливания корнеплодов, которые не попали в разгрузочный лоток.
Для осушки шахты элеватора и свеклы рекомендуется подвести в шахту сухой воздух от вентилятора.