У маслоизготовителей этого типа короткая бочка с круглым
люком в днище (рис. 1). Вместо вальцов внутри бочки вдоль боковых стенок
расположены била (доски с круглыми отверстиями), направленные радиально своим
плоскостям.
Круглый люк, расположенный в центре днища, закрывается
крышкой 2, висящей на поворотном кронштейне, который шарнирно прикреплен к
станине маслоизготовителя. В крышке люка и днище бочки находятся смотровые окна.
Крышка 2 деревянная, в металлической оправе, с резиновой прокладкой, прижимается
к рамке люка специальным зажимом. Сливки загружают при закрытом люке через то
или другое смотровое окно.
Рамка люка литая, проточенная, в форме кольца. Наружная
окружность рамки представляет собой гладкое широкое кольцо, которым бочка
опирается на два ролика и вращается на них вокруг своей оси. На переднем днище
бочки укреплена большая шестерня, соединенная с приводным механизмом, на заднем
— имеется цапфа, опирающаяся на стойку.
Приводной механизм помещен в коробке 3. Движение от шкива к
бочке передается посредством зубчатой и фрикционной передач. Так как бочка
большого диаметра, то число оборотов
ее при сбивании небольшое (16—25 об/мин). Ввиду того что
передаточное число от последнего зубчатого колеса механизма к большому зубчатому
колесу, находящемуся на бочке, очень большое, приводной механизм устроен
значительно проще, чем у маслоизготовителя, приведенного на рис. 1.

Рпс. 1. Маслоизготовитель с торцовым люком и выдвижной
кареткой с вальцами, тип К:
1 — бочка; 2 —крышка люка; 3 — коробка приводного механизма;
4—втулка вала привода вальцов; 5 — каретка с вальцами.
Вальцы для отжимки и обработки масла смонтированы на отдельной тележке — каретке 5. Верхняя часть каретки сделана в виде деревянной рамки шириной немного меньше отверстия
люка, а длиной, равной длине бочки. Внутри этой рамки расположена пара
деревянных рифленых вальцов. Тележка свободно передвигается на четырех
колесиках.
Для отжимки и обработки масла открывают люк. К масло-
изготовителю по укрепленным на полу металлическим направляющим подкатывают
каретку. При этом верхняя деревянная рамка тележки входит через люк в бочку.
Стойку каретки прикрепляют к станине маслоизготовителя. Вальцы приводятся во
вращение через конические шестерни от поперечного валика, который соединяется с
валом механизма передвижной втулкой.
Во время обработки масла бочка вращается со скоростью 2—3
об/мин, а вальцы — со скоростью 30—45 об/мин. При этом бильные полки
подхватывают масло в нижней части бочки, поднимают его вверх, откуда оно падает
на вальцы.
В этом маслоизготовителе вальцы находятся в центральной части
бочки, и масло, подхватываемое бильными полками, подается на вальцы отдельными
порциями. Число порций за один оборот бочки соответствует числу бильных
полок.
Каретку с вальцами применяют также и для выемки готового
масла из бочки. Вальцы выключают, бочка медленно вращается и масло подается
бильными полками на каретку. Каретку с маслом откатывают от маслоизготовителя к
месту упаковки масла.
Емкость бочек у маслоизготовителей такого типа 1000 л и
более. Конструктивно их изготовляют по-разному. В1апример, у некоторых
маслоизготовителей привод бочки расположен у заднего днища и движение бочке
передается через цапфу бочки. При этом вальцы получают движение от длинного
вала, проходящего от коробки приводного механизма к переднему днищу. У переднего
днища расположены и рычаги управления приводным механизмом, соединенные с
механизмом тягами или длинными валиками.
К недостаткам маслоизготовителей следует отнести громоздкость
конструкции и не всегда удовлетворительную обработку масла, а к достоинствам —
удобство и быстроту выемки масла.