Нагнетателе опары И8-ХАК с приводом предназначен для подачи опары или головки в бункер И8-ХАБ из опарной тесто- месильной машины Х26А.
Техническая характеристика нагнетателя опары И8-ХАК
Диаметр шнека, мм 198
Шаг шнека, мм 118
Частота вращения шнека, с
-1 (об/мин) 1 (60)
Внутренний диаметр трубопровода, мм 111
Мощность электродвигателя, кВт
Габариты, мм 3,0
длина 2070
ширина 1980
высота 650
Масса, кг 310
Конструкция и работа.
Нагнетатель опары (рис. 1) состоит из шнеконасоса 7 со звездочкой 6, привода со звездочкой 4, трубы 8, щитка 11, втулочно-роликовой цепи 5. Шнеконасос укрепляется на выходном патрубке тестомесильной машины Х26А 9 восемью болтами, а к его выходному патрубку крепится труба 8.
Шнеконасос (рис. 2) - корпус 8, внутри которого проходит вал 9 с приваренными витками шнека. Вал закреплен с левой стороны в выносном подшипниковом узле 12, а с правой стороны устанавливается внутри крестовины 4. На валу шнека с левой стороны закреплена звездочка 1, с помощью которой движение от привода передается валу шнека. К корпусу с правой стороны откидными болтами крепится коническая насадка 7, а к ней — колено 6. С левой стороны к корпусу 8 крепится крышка 10, на которой приварены наклонная трубка 3 и патрубок с нажимной накидной гайкой 11. Наклонная трубка служит для вывода углекислого газа, образующегося в результате брожения опары внутри корпуса шнеконасоса. Между патрубком и валом шнека устанавливается сальник 2, набивка которого по мере его истирания поджимается гайкой 11. В корпусе 8, в его нижней части, расположена пробка для слива воды при промывке корпуса шнеконасоса.
Привод шнеконасоса (см. рис. 1) состоит из электродвигателя 1, соединенного при. помощи упругой муфты 2 с цилиндрическим редуктором 3.
Рис. 1. Нагнетатель опары И8-ХАК:
1 — электродвигатель; 2 — муфта; 3 — редуктор; 4 и 6 — звездочки; 5 — втулочнороликовая цепь; 7 — шнеконасос; 8 — труба; 9 — тестомесильная машина Х26А; 10 — бункер опары И8-ХАБ; 11 — щиток; 12 — натяжная звездочка.
На выходном валу редуктора закреплена звездочка 4, которая при помощи втулочно-роликовой цепи 5 передает вращение звездочке 6, установленной на валу шнеконасоса.
Шнеконасос
Рис. 2. Шнеконасос:
1 — звездочка; 2 — сальник; 3 — трубка наклонная; 4 — крестовина; 5 — прокладка; б — колено; 7 — коническая насадка; 8 — корпус; 9 — вал; 10 — крышка; 11 —накидная гайка: 12 — выносной подшипниковый узел.
Нагнетатель опары работает следующим образом. При включении привода движение от электродвигателя 1 и соединенного с ним редуктора 3 передается при помощи втулочно-роликовой цепи 5 звездочке 6, закрепленной жестко на валу шнеконасоса 7. Вращаясь, вал с витками шнека захватывает замешенную опару, поступающую из опарной тестомесильной машины Х26А, и нагнетает ее по изогнутому трубопроводу в днище бункера И8-ХАБ.
Пуск и регулировка.
Перед пуском нагнетателя опары проверяют и, если необходимо, регулируют натяжение цепной передачи. Для этого снимают ограждающий щиток 11 и определяют провисание втулочно-роликовой цепи 5 (на среднем участке оно должно быть не более 10—15 мм). Натяжение цепи регулируют с помощью натяжной звездочки 12. Затем ограждающий щиток 11 устанавливают на место и жестко крепят его к корпусу шнеконасоса.
Вращая вручную муфту 2 привода, убеждаются, что щиток установлен правильно и внутри корпуса шнеконасоса нет дополнительных стуков и он не задевает о цепь. Одевают ограждение на муфту и жестко ее крепят болтами к станине привода. Убеждаются, что крепление электродвигателя 1 и цилиндрического редуктора 3 к станине осуществлено надежно. Не допускаются смещения и колебания привода.
Перед пуском машины в рабочем режиме убеждаются в правильном направлении вращения вала шнеконасоса. Он должен вращаться по часовой стрелке, если смотреть со стороны приводной звездочки. Для этого кратковременным нажатием на кнопку «Пуск», расположенную на пульте управления месильной машины Х26А или в пульте бункера И8-ХАБ, пускают машину на холостом ходу. При обратном вращении нагнетатель обесточивают, нажав на кнопку «Стоп», и на клеммной коробке электродвигателя меняют местами два любых подводящих электропровода.
Техническое обслуживание. В процессе эксплуатации необходимо периодически контролировать температуру нагрева выносных подшипников цилиндрического редуктора машины, которая не должна превышать 60°С. При нагреве подшипников свыше 60°С нагнетатель необходимо остановить, нажав на кнопку «Стоп», разобрать подшипниковые узлы и промыть подшипники в керосине. Затем подшипники смазывают, устанавливают на место и повторно проверяют их температуру при работе машины без нагрузки.
Если температура подшипниковых узлов не снизилась после их очистки, то причиной их сильного нагрева может быть перекос корпуса подшипникового узла. Для ликвидации этого явления в местах перекоса подшипникового узла немного (на 1/3—1/4) витка ослабляют гайки на шпильках, крепящих корпус подшипникового узла 12 (см. рис. 2) к торцевой крышке 10 корпуса шнеконасоса.
Если в процессе работы цилиндрический редуктор сильно греется или стучит, то нагнетатель останавливают, снимают ограждающий щиток, сливают масло из редуктора и делают его ревизию.
Для равномерного нагнетания опары в секции бункера И8-ХАБ периодически очищают внутреннюю полость наклонной трубки и тем самым препятствуют образованию скопления углекислого газа внутри корпуса шнеконасоса.
Периодически очищают втулочно-роликовую цепь от муки, опары и проверяют ее натяжение. Следят за температурой подшипниковых узлов и своевременно их смазывают. Контролируют, чтобы вращающиеся части нагнетателя (муфта, звездочки) были надежно закреплены на валах и не вызывали дополнительных биений; обращают внимание, чтобы на месте были ограждения муфты и цепной передачи. Они должны быть закреплены, и не вызывать биений. Необходимо систематически следить за надежным заземлением питателя. При остановке машины на продолжительное время или на время ремонта необходимо отключать электропитание.
Длительная и надежная работа питателя и отдельных узлов его зависит от своевременной и правильной смазки трущихся элементов (табл. 1) и своевременного устранения неполадок (табл. 2).
Таблица 1 - Рекомендации по смазке нагнетателя опары И8-ХАК
Место смазки |
Смазочный материал |
Способ смазки |
Периодичность |
Подшипники качения шнеконасоса |
Пресс-солидол, ГОСТ 4366—64. |
Набивка |
1 раз в 360 смен |
Подшипники электродвигателя |
То же |
» |
То же |
Втулочно - роликовая цепь |
Смесь солидола с графитом |
Проварить в смеси солидола и графита |
1 раз в месяц |
Цилиндрический
редуктор |
Индустриальное 45, ГОСТ 1707—51 |
Залив до уровня, отмеченного на маслоуказателе |
Согласно паспорту завода-изготовителя |
После окончания работы питателя необходимо отсоединить электропитание, очистить от опары и промыть нагнетающие трубопроводы, их колена, а также корпус шнеконасоса горячей водой. Воду в корпус шнеконасоса заливают непосредственно через месильную машину Х26А, а сливают через нижнюю пробку. Для быстрой разборки шнеконасоса и трубопровода перед промывкой все фланцы соединены откидными болтами.
Систематически производят технический осмотр и профилактический ремонт машины, периодичность которых зависит от производственных условий (но не реже одного раза в месяц). Один раз в год производят разборку и ревизию подшипниковых узлов, поверхностей трения; муфты при необходимости заменяют новыми. Капитальный ремонт с заменой узлов, пришедших в негодность, производят 1 раз в течение 3—5 лет. После капитального ремонта машину следует включить на холостом ходу на 1,5—2 ч для определения ее готовности к работе.
Таблица 2 - Неполадки нагнетателя опары И8-ХАК и способы их устранения
Неисправность или недостаток в работе |
Возможные причины |
Способы устранения |
При включенном приводе раздаются сильные
удары и скрежет |
Ограждения цепи и упругой муфты слабо закреплены и ударяются о вращающиеся части машины |
Крепежные болты ограждений затянуть на 1,5—
2 витка |
Внутри шнеконасоса при
его работе слышатся
глухие удары |
Оторвался от вала виток
шнека, который стучит о
корпус шнеконасоса |
Вал демонтировать, наварить оторванный виток
шнека и установить на место |
Работа питателя сопровождается сильным нагревом электродвигателя |
Трубопроводы забиты
сильно высохшей опарой
или посторонними предметами; внутри корпуса шнеконасоса забита решетка, на которой установлен правый конец вала шнека |
Отсоединить трубопроводы и колена, их про-
чистить проволокой, затем промыть горячей водой; разобрать шнеконасос, удалить посторонние предметы и промыть горячей водой его корпус |
Тесто вытекает из корпуса шнеконасоса по его
левому валу |
Сальниковая набивка
сносилась или сильно за-
билась |
Повернуть на 2—3 витка
накидную гайку по часовой стрелке (если смотреть со стороны звездочки) шнеконасоса |
Опара из тестомесильной
машины не подается в бункер И8-ХАБ |
Неправильное вращение
вала шнеконасоса |
Поменять местами любые два провода на клеммной коробке электродвигателя |
Тесто вытекает в местах разъемных соединений |
Отсутствие резиновых
прокладок |
Установить резиновые
прокладки на фланцах разъемных соединений |