Протирочная машина КПУ (рис. 1) состоит из станины, загрузочного бункера 7, вращающегося ротора с двумя бичами 2 и неподвижного сетчатого барабана-сита 1. На приводном валу закреплены шнек 6 и винтообразные лопасти 5. Шнек подает продукт из загрузочного бункера. Лопасти направляют продукт под бичи, которые протирают его через сито. Ротор состоит из вала 3, двух бичедержателей и двух бичей, расположенных вдоль сита. Бичи находятся под углом 1,5—2° по отношению к валу (угол опережения). Сетчатый барабан состоит из тонкой перфорированной листовой нержавеющей стали и каркаса из полосовой стали. Каркас служит для придания жесткости цилиндрическому ситу, которое сверху закрыто съемным кожухом 4, предохраняющим протираемый продукт от разбрызгивания. Вал ротора приводится во вращение электродвигателем через клиноременную передачу.
Протирочная машина работает следующим образом. Измельченная масса ядра поступает в загрузочный бункер и подается шнеком в протирочную камеру. Благодаря углу опережения продукт продвигается вдоль сита. Обрабатываемая масса под действием центробежной силы прижимается к перфорированной цилиндрической поверхности. Из массы выделяется жидкая фаза,
проходящая через отверстия. Твердая фаза (крупные частицы, лузга и другие отходы) остается внутри и выводится из машины. Протертая масса попадает в сборный бункер 8, откуда насосом подается на дальнейшую обработку.
Рис. 1. Протирочная машина КПУ.
Степень очистки измельченной массы регулируют величиной зазора между бичами и ситом, а также углом опережения. С увеличением угла опережения и числа оборотов вала продолжительность пребывания продукта в протирочной машине уменьшается. В машине продукт движется по винтовой линии, вследствие чего улучшается протирание его и облегчается продвижение вдоль сита.
Все детали машины, соприкасающиеся с продуктом, изготовляют из красной меди или нержавеющей стали и бронзы.
Для нормальной и устойчивой работы протирочной машины подбелковую массу необходимо загружать равномерно. Уклон бичей по отношению к валу должен быть отрегулирован соответственно тонкости помола. Надо постоянно следить за состоянием ситовой поверхности и при нарушении целостности заменять ее.
По окончании работы проверяют крепление наружных частей машины, своевременно смазывают подшипники, при необходимости проводят балансировку ротора так, чтобы центр тяжести деталей совпадал с центром вращения. Даже небольшая неуравновешенность, заключающаяся в смещении центра тяжести с центра вращения, приводит к вибрации машины, нагреванию подшипников и может вызвать расстройство соединений в протирочной машине и даже разрушение фундамента.
Техническая характеристика
Производительность, т/ч до 2
Скорость вращения приводного шкива, об/мин 450—700
Мощность электродвигателя, квт 4,5
Габариты, мм
длина 1800
ширина 760
высота 1160
Масса, кг 320
При работе протирочной машины возможны следующие неисправности:
вместе с отходами поступает жидкая фаза массы; причина этого — большая скорость вращения ротора, малая величина угла опережения, большое расстояние между бичами и ситом;
в жидкую фазу попадают отходы в результате износа сита — необходимо заменить его;
нагревание подшипников из-за несвоевременной смазки их, износа подшипников, а также при сильном натяжении приводного ремня.