Правильно запроектированная, смонтированная и налаженная система аэрации может работать неэффективно при неправильной ее эксплуатации. Недостатки в работе систем аэрации возникают при невнимательном ее обслуживании, отсутствии ответственных лиц, неправильном включении в работу, несвоевременном осмотре и принятии необходимых профилактических мер для нормальной ее работы.
Системы аэрации должны приниматься от монтажных организаций без недоделок, смонтированными строго по проекту, после аэродинамической проверки их работы и при соответствии параметров проектным данным.
Режим эксплуатации системы аэрации для работы каждой емкости должен быть установлен в процессе наладки и регулировки системы аэрации и емкостей для хранения муки и изложен в инструкции по эксплуатации, в которой указывают следующие данные о системе:
количество единовременно обслуживаемых емкостей; количество воздуха, которое должно подаваться под днище каждой емкости, и давление под днищем, необходимое для нормального выхода муки из емкости. Если днище емкости имеет отдельные отсеки для последовательного аэрирования, то необходимо, чтобы была указана последовательность аэрирования отсеков, количество и давление воздуха, подаваемого в каждый отсёк; время работы системы аэрации до начала выпуска муки в зависимости от срока ее хранения в емкости;
тип, номер вентилятора, его производительность, частоту вращения, создаваемый напор у вентилятора и под 'аэрируемым днищем емкости;
тип и размер фильтра для очистки засасываемого воздуха, периодичность и метод его очистки;
диаметры шкивов вентилятора и электродвигателя, типы и марки ремней; типы подшипников и их количество;
порядок включения в работу и остановку системы; методы регулирования подачи воздуха в емкости; порядок переключения распределительных устройств для подачи воздуха в емкости;
сроки ремонтов и чистки вентиляторов, фильтров, арматуры; перечень контрольно-измерительных приборов, установленных на системе;
инвентарные номера оборудования;
указания по технике безопасности и противопожарной технике. В процессе эксплуатации может снижаться количество воздуха, подаваемого под днище емкости, по сравнению с первоначальным. Причинами этого могут быть увеличение сопротивления воздуховодов системы в результате их удлинения при ремонте, уменьшение диаметров отдельных участков, увеличение количества арматуры в ремонтный период, вмятины, увеличение зазора между рабочим колесом и кожухом вентилятора, износ кожуха и рабочего колеса, засорение кожуха, нарушение размеров лопаток, колеса, кожуха, деформация кожуха, засорение фильтра и увеличение сопротивления, уменьшение числа оборотов вентилятора в результате увеличения проскальзывания ремней или замены шкивов. Все эти неисправности необходимо устранять при их обнаружении. Перед пуском в работу системы аэрации проверяют затяжку фундаментных болтов на вентиляторах и электродвигателях, натяжение ремней, крепление кожухов на вращающихся частях системы, отсутствие посторонних предметов на вентиляторах, фильтрах, воздуховодах, правильность вращения рабочих колес вентиляторов; отсутствие 'повреждений оборудования, арматуры, воздуховодов; надежность крепления заземлений. Устанавливают запорно- регулирующую арматуру для подачи воздуха в соответствующую емкость и проверяют правильность ее установки; прикрывают шибер на выхлопном отверстии вентилятора или на нагнетательном воздуховоде, включают в работу вентилятор. Плавно открывают шибер на выхлопном отверстии вентилятора. После пуска муки из емкости следят за ее движением в емкости через смотровое окно.
В период работы системы проверяют нагревание электродвигателя и по У-образному манометру давление воздуха под аэрируемый днищем емкости. Для остановки работы системы необходимо отключить электродвигатель вентилятора и перекрыть шибер на нагнетательной стороне вентилятора.
Дежурное обслуживание системы обязан производить дежурный слесарь или оператор. Он осматривает оборудование, арматуру, воздуховоды системы, регулирует их работу, устраняет мелкие неисправности. При осмотрах в начале и конце смены проверяют плотность соединений звеньев воздуховодов, наличие вмятин, пробоин, состояние подвесок, хомутов, действие задвижек, шиберов, дроссель-клапанов и другой арматуры, сохранение устойчивости регулирующей арматуры при фиксированном положении, балансировку роторов вентиляторов без снятия с вала.
Следят за состоянием подшипников; креплением вентиляторов, электродвигателей, ограждений площадок, шкивов; за полнотой засыпки фильтров кольцами Рашига и чистотой фильтров, состоянием сеток фильтров, заземлений и их креплением к оборудованию.
Регулярно смазывают подшипники вентиляторов, электродвигателей, очищают масляные фильтры. Прочищать, промывать и смазывать масляные фильтры необходимо ежемесячно. При засасывании загрязненного воздуха их прочищают в зависимости от загрязнения. При обнаружении дефектов, которые не может устранить дежурный слесарь или устранение которых потребует задержку подачи муки на производство, необходимо поставить в известность об этом главного механика или главного инженера предприятия.
Аэродинамическую проверку системы аэрации необходимо производить после каждого ремонта воздуховодов, оборудования, а также ремонта аэрируемых днищ емкостей, замены плитки, бельтинга.
Реконструкцию системы или изменение длины и диаметров воздуховодов можно производить только согласно расчету. После реконструкции необходимо произвести аэродинамическую проверку, наладку и регулировку с внесением соответствующих коррективов в инструкцию сто эксплуатации системы.