Модернизированные дисковые триеры типа ЗТО разработаны ОТИПП им. М. В. Ломоносова и изготовлены Одесским заводом «Продмаш». Опытно- промышленные образцы триеров успешно прошли производственные испытания и рекомендованы в серийное производство.
Триеры этого типа предназначены для очистки зерна от овсюга, овса, ячменя и других длинных примесей на зерноперерабатывающих предприятиях и семеочистительных станциях. Триер ЗТО-5М рассчитан на производительность 5 т/ч, а ЗТО-10М —на 10 т/ч. Подготавливается к серийному производству триер производительностью 15 т/ч.
Триер ЗТО-5М.Основные его узлы следующие: станина, верхняя и нижняя части кожуха, приемный и аспирационный патрубки, дисковый ротор, сборники зерна и отходов, устройства периодического удаления минеральных примесей, скапливающихся на дне нижней части кожуха, приводное устройство. Все узлы и детали триера укреплены на станине металлической сварной конструкции, изготовленной из стали уголкового профиля.
Станина состоит из боковых стенок, сборника отходов, рамы, нижнего кожуха, площадки с установленными на ней электродвигателем и редуктором. К боковой стенке кожуха прикреплен приводной механизм ротора, закрытого металлическим ограждением. В углах опорной рамы предусмотрены четыре отверстия для крепления триера в месте монтажа. Верхний кожух оборудован приемным патрубком с подвижной заслонкой для регулирования количества зерна, поступающего в триер, и уровня зерна в зоне рабочих дисков, а также аспирационным патрубком для соединения триера с аспирационной сетью.
За работой триера наблюдают через смотровую дверку, расположенную в передней части кожуха по всей его длине. Верхняя и нижняя части кожуха скреплены соединительными планками. Триер (рис. 1) разделен на три отделения: рабочее 1, накопительное 2 и контрольное 3.
Основной рабочий орган триера — дисковый ротор, представляющий собой вал 5 с чугунными дисками 4, ковшовое колесо-перегружатель 6, установленное в накопительном отделении с окном, и два опорных подшипника. Рабочие и контрольные диски триера разделены корпусом накопительного отделения, что исключает попадание очищенного зерна из рабочего отделения в контрольное и поддерживает оптимальный загрузочный режим. Гонки, укрепленные на спицах дисков и образующие винтовую линию, перемещают зерно вдоль оси триера.
Приводной механизм состоит из электродвигателя с редуктором, двух звездочек, втулочно-роликовой цепи и металлического ограждения. Металлический сборник зерна крепится к нижнему кожуху по всей его длине. В сборник поступает зерно, очищенное от примесей в зоне рабочих и контрольных дисков. Для отделения отходов в боковой стенке станины устроено окно с подвижной заслонкой, предназначенной для поддержания заданного уровня в контрольном отделении. Скапливающиеся на дне нижнего конуса песок и другие минеральные примеси удаляются перфорированной планкой с 14 отверстиями.
Рис. 1. Дисковый триер ЗТО-5М:
1 — рабочее отделение, 2 — накопительное отделение; 3—контрольное отделение, 4 — диски, 5—вал, 6 — ковшовое колесо-перегружатель
Такие же отверстия имеются в днище кожуха. Планка с одной стороны прикреплена к стержню с резьбой, а с другой — к штурвалу, вращая который перемещают планку вдоль кожуха. При совмещении отверстий в планке и днище кожуха минеральные примеси высыпаются в специальный короб-накопитель для последующего удаления из машины.
Технологическая схема работы дискового триера ЗТО-5М следующая. Зерновая смесь поступает в приемный патрубок триера и из него на три приемных диска ротора и далее на рабочие диски. Вращаясь, диски карманообразными ячеями извлекают из зерновой смеси зерна пшеницы или ржи и выбрасывают их в выходной сборник очищенного зерна. Длинные примеси (овсюг, ячмень, овес) при помощи гонков и благодаря подпору от вновь поступающего зерна перемещаются по днищу кожуха в накопительное отделение. Перегружатель подает длинные примеси и оставшееся зерно через разгрузочное окно в контрольное отделение, где от длинных примесей отделяется зерно, поступающее в общий поток очищенного зерна. Длинные примеси перемещаются к разгрузочному окну и выводятся из машины.
Триер ЗТО-10М. Принцип его работы и устройство в основном такие же, как и триера ЗТО-5М. Отличается ЗТО-10М конструкцией приемного устройства, числом дисков и размерами.
В триере ЗТО-10М приемное устройство состоит из раструба, в котором укреплены парно расположенные направляющие крестовины с лотками для распределения зерновой смеси на первые три-четыре рабочих диска. В загрузочном патрубке над раструбом установлены два наклонных шибера с валиками и фиксатором для регулирования количества зерна, поступающего в машину.
Техническая характеристика триеров ЗТО-5М и ЗТО-10М |
||
Показатели |
Марка |
|
3TO-5M |
ЗТО-10М |
|
Производительность, т/ч |
5 |
10 |
Число дисков, шт |
14 |
24 |
в том числе |
|
|
рабочих |
11 |
19 |
контрольных |
3 |
5 |
Суммарная площадь ячеистой поверхности, м2 |
5,6 |
9,6 |
Установленная мощность электродвигателя, кВт |
2,2 |
4,0 |
Частота вращения дисков, об/мин |
55 |
56 |
Расход воздуха на аспирацию, м3/ч |
600 |
800 |
Габаритные размеры, мм |
|
|
длина |
1500 |
2185 |
ширина |
950 |
1025 |
высота |
1000 |
1450 |
Масса, кг |
580 |
770 |
Технологическая эффективность модернизированных триеров ЗТО-5М и ЗТО-10М, по данным БийскойМИС, характеризуется следующими показателями: эффективность очистки пшеницы, засоренной овсюгом до 1%, составила 84—85%; содержание нормального зерна в отходах триера ЗТО-5М — 1,2—2,5%, а триера ЗТО-10М. — 0,9%, что намного лучше, чем установлено Правилами.
Кроме высоких технико-экономических показателей модернизированных триеров, следует также отметить, что триер ЗТО-10М обеспечивает более высокую эффективность и вдвое большую производительность, чем ранее выпускаемый серийно триер ЗТО-5И, при примерно одинаковых габаритах и числе дисков. Достигнуто это в результате новых конструктивных решений и дифференцированной нагрузки в приемном и контрольном отделениях триера.